Наталья Пискун

Директор,
Куратор направлений:
«Арт-педагогика и арт-терапия»,
«Художественное творчество»

Действительный член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация» (РФ), кандидат искусствоведения, доцент, психолог, арт-терапевт, автор и руководитель образовательной программы «Современная арт-терапия: теория и практика»

 

Образование

 

Минский институт культуры (1988, специальность «Библиотековедение и библиография», квалификация «Библиотекарь-библиограф»); 
Белорусский филиал института туризма (1991, теория и практика экскурсионной работы);
Белорусский университет культуры, аспирантура (1999, специальность 17.00.09 – Теория и история искусства (искусствоведение);
Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (2013, специальность переподготовки «Практическая психология», квалификация «Педагог-психолог»);
НОУДПО Институт практической психологии «Иматон» (СПб., 2015, теоретическая и практическая подготовка по арт-терапии).

 

В 2000 году присуждена ученая степень кандидата искусствоведения.
В 2008 году присвоено звание доцента по специальности «Искусство».

 

Действительный член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация» (2018). 

 

Член Управляющего Совета ICOM Belarus, член ICFA (Международный комитет музеев и коллекций изобразительных искусств), руководитель секции «Музейная педагогика и арт-терапия в музее» при ICOM Belarus.

 

Стаж работы в отрасли культуры и искусства 32 года.
Педагогический стаж – 22 года.

 

Профессиональная деятельность

 

За время педагогической работы в Учреждении образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (1997-2014 гг.) на кафедре белорусской и мировой художественной культуры разработала учебные программы и преподавала на факультете культурологии и социокультурной деятельности, факультете традиционной белорусской культуры и современного искусства, факультете музыкального искусства и факультете заочного обучения следующие курсы:


o    междисциплинарные и трансдисциплинарные:

    - «Психоанализ искусства»;
    - «История материально-художественной культуры (от истоков до начала ХХ века»;
    - «Геральдика и нумизматика»;
    - «Психологические особенности восприятия артпродукта»;

 

o    учебные курсы:

    - «История искусств: изобразительное искусство»;
    - «Рецензентский практикум»;
    - «Анализ памятников изобразительного искусства»;
    - «Аудиальное и визуальное репродуцирование артефактов искусства».

 

С 2014 года по сентябрь 2019 года – профессор кафедры культурологии и психолого-педагогических дисциплин Государственного учреждения образования «Институт культуры Беларуси», с 2017 – Института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (избрана по конкурсу на должность профессора в январе 2018 г.).

 

Разработала программы и проводила занятия по 12 дисциплинам и дисциплинарным блокам, в частности:

 

    - «Современное состояние теории и практики арт-терапии» для всех категорий слушателей повышения квалификации,
    - «История материально-художественной культуры: от истоков до начала XX века» для слушателей переподготовки по специальности: 1-23 02 73 коммуникация в сфере музейной деятельности; 
    - «Методология и основные положения теории музыкальной терапии»;
    - «Интегративный подход в современной арт-терапевтической деятельности»;
    - «Современная вокалотерапия: методы, приемы, особенности воздействия»;
    - «Цветотерапия: диагностический и коррекционный потенциал»;
    - «Особенности проведения индивидуальной и групповой супервизии в арт-терапии»;
    - «Теория и практика арт-терапевтической работы с пластическим материалом» и др.

 

Автор, руководитель, преподаватель инновационной 5-ти модульной образовательной программы повышения квалификации по арт-терапии на коммерческой основе (200 а.ч.). С 2014 по 2019 было проведено 13 модулей (520 а.ч.), на которых обучалось 66 человек.

 

За время педагогической работы являлась руководителем свыше 100 дипломных проектов, 21 магистерской диссертации (из них – 9 магистерских диссертаций граждан КНР). Научные исследования студентов, под руководством Н.Д. Пискун, представленные на Республиканский конкурс научных работ, многократно отмечались высокими отметками категорий (А.А. Житко – лауреат).

 

На протяжении ряда лет – председатель предметной комиссии на вступительных экзаменах (БГУКИ); председатель государственной комиссии на выпускных экзаменах (ГрГУ им. Я.Купалы); член государственной комиссии на выпускных экзаменах (БГУКИ; ИСЗ им. А.М. Широкова), член государственных комиссий на квалификационных экзаменах учителей ДШИ и преподавателей УССО по изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству и дизайну (ГУО «Институт культуры Беларуси»); ученый секретарь проблемного совета по защите диссертаций по искусствоведению (БГУКИ), член комиссий по аккредитации учреждений образования (БГУКИ); член Научно-методического совета (ГУО «Институт культуры Беларуси»), член Научного совета (ГУО «Институт культуры Беларуси»).

 

Принимала участие в заседаниях коллегий Министерства культуры Беларуси, в составе рабочей группы по разработке концепции «Культура 2020», временных научных коллективов, организационных коллективов по подготовке и проведению научных, научно-методических, научно-практических конференций. Являлась со-куратором мероприятия «Гурый Барышаў (1928-2001): да 90-годдзя з Дня нараджэння» в Музее истории музыкальной и театральной культуры (апрель, 2018).

 

Награждена грамотами учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», Института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств».

 

Опубликовано свыше 80 научных работ, в т.ч. монография "Архетипы и прототипы персонажей интермедий школьного и народного белорусского театра XVI - начала ХХ века" (2009). Разработано свыше 40 учебных программ.

 

Принимает активное участие в работе международных научных форумов, научных, научно-практических, научно-методических конференциий.

 

Осуществляет научное рецензирование статей, научно-методических разработок, магистерских диссертаций, научно-методических пособий, монографий, учебных программ, учебно-методических комплексов и подготовку отзывов на авторефераты диссертаций. Является экспертом: по присуждению научных званий, диссертационных исследований, НИР, информационно-аналитических материалов.

 

Научные интересы лежат в сфере приоритетных направлений развития современной науки, образования – междисциплинарности и трансдисциплинарности и представлены такими областями научных исследований, как рецептивная теория искусства, психоанализ искусства, антропология искусства, художественно-материальная культура, практическая психология, арт-терапия, музейная педагогика и арт-терапия.

 

Разработала и представила концепцию деятельности секции «Музейная педагогика и арт-терапия» для Национального комитета ICOM в Беларуси.

 

Повышение квалификации:

 

1.    Обучающая программа «Психологические технологии личностного развития: метафорические ассоциативные (проективные) карты в практической психологии», (Минск, АПО, 2012);
2.    Семинар-практикум по программе «Основные психоаналитические и символдраматические принципы использования метафорических ассоциативных карт в консультативной и психокоррекционной работе», ведущий канд. мед. наук, доцент МОКПО и МОО СРС КИП А.А. Зданевич (г. Москва, 2012);
3.    Повышение квалификации по программе «Психология семейных отношений и подготовка молодежи к браку» (Минск, РИВШ, 2013);
4.    Практический семинар «Introduction to Existential Therapy. Existential Experience Group» (Institute of Humanistic and Existential Psychology; Vilnus – Birštonas; Prof. Rimantas Kočiūnas, Ph.D.), (Minsk, 2013);
5.    Практический семинар по теме «Суицид: психологическая помощь и профилактика», ведущая И.Ф. Смирнова, Заместитель начальника центра – начальник сектора экстренного реагирования и психологической реабилитации в компании «МЧС Республики Беларусь» (Минск, 2015);
6.    Практический семинар по теме «Психологическая помощь при острых стрессовых реакциях», ведущая И.Ф. Смирнова (Минск, 2015);
7.    Практический образовательный семинар «Психологические карточки как инструмент саморазвития, психологической помощи и духовной поддержки», ведущий канд. психологических наук М.А. Дыгун (Минск, 2016);
8.    Практический семинар по использованию метафорических ассоциативных карт в различных подходах к консультированию, обучению, психотерапии «Возвращение к истокам», ведущая М.Н. Ганушкина (Минск, 2016);
9.    Практический семинар по теме «Психология горя. Переживание утраты», ведущая И.Ф. Смирнова (Минск, 2016);
10.    Обучающий курс «Песочная терапия в практике психолога: символы и смыслы» (Минск, РИВШ, 2017);
11.    Практический семинар «Избранные методики и техники плассотерапии (авторский метод применения подвижного песка) в психологическом консультировании и психотерапии», ведущий: О.А. Старостин, кад. мед. наук, президент Ассоциации песочной терапии РФ. (Минск,2017);
12.    Обучающий курс «Интерактивные и компьютерные технологии в работе педагога и психолога» (Минск, РИВШ, 2018);
13.    Международная школа экологической арт-терапии «Природа, тело, душа, творчество», ведущие: Ведущий: А. И. Копытин, доктор мед. наук, председатель Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация»; Беверли ЭʼКорт, арт-терапевт (Великобритания), тренер НКО «Фидхорн-фонд» (Выборг, 2018);
14.    Обучающий курс «Психологу о сексологии. Мифы и реальность», ведущий: Д. З. Капустин (Минск, РИВШ, 2019);
15.    Повышение квалификации в области арт-терапии и танцевальной терапии (СПб, ИМАТОН, 2019);
16.    Обучение по программе «Социальная и общинная модели арт-терапии. Арт-терапия как инструмент развития и гармонизации социальных и институциональных отношений», ведущие: А. И. Копытин, доктор мед. наук, председатель Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация» (Минск, 2019);
17.    Повышение квалификации в рамках мероприятия VI Всероссийского фестиваля «Психологическая практика в России: 30-летний опыт комплексного обеспечения» (СПб, ИМАТОН, 2020).