Современная арт-терапия: теория и практика

Автор и руководитель образовательной программы - Наталья Пискун

 

Арт-терапия – это синтез ряда областей научного знания (искусства, медицины и психологии); в психокоррекционной, педагогической и социокультурной практике – это совокупность методик, построенных на применении в своеобразной символической форме техник разных видов искусства, позволяющих стимулировать художественно-творческие проявления клиента с целью осуществить коррекцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии.

 

modern-art-therapy-1

 

Образовательная программа общим объемом 400 а.ч. базируется на корреляции современных научных подходов теории и практики арт-терапии (arts therapies) и экспрессивной терапии выразительными искусствами (expressive arts therapy), искусствоведения, педагогики, медицины и психологии. Методологическим основанием является полимодальный подход, реализуемый в рамках психологического, педагогического и социокультурного направлений.

 

modern-art-therapy-2

 

Целевая аудитория: психологи, педагоги, медицинские работники, специалисты сферы культуры и искусства, а также специалисты иных отраслей деятельности, интересующиеся арт-терапией.

 

modern-art-therapy-3

 

Цель программы: научно-теоретическая подготовка в области арт-терапии, получение слушателями системных знаний, умений и навыков в области арт-терапевтической деятельности.

 

modern-art-therapy-4

 

Задачи программы:
o    получение слушателями актуальных искусствоведческих, психолого-педагогических и арт-терапевтических знаний;
o    изучение теории и методологии арт-терапии;
o    освоение современного арт-терапевтического категориального аппарата;
o    формирование устойчивых знаний об особенностях деятельности, профессиональных компетенциях и требованиях, предъявляемых к специалисту, осуществляющему арт-терапевтическую деятельность;
o    обучение основам и методике организации процесса арт-терапевтической деятельности;
o    применение на практике техник арт-терапии и экспрессивной терапии выразительными искусствами;
o    освоение теории и практики проектной деятельности в сфере арт-терапии;
o    групповые супервизии.

 

modern-art-therapy-5

 

Методы: интерактивные лекции, арт-терапевтические тренинги, брейнсторминги.

 

modern-art-therapy-6

 

Образовательная программа реализуется в виде 14 модулей, поделенных на два блока:
– 1-ый блок 200 а.ч.: по 20 а.ч. раз в полтора месяца, на протяжении первого года обучения;
– 2-ой блок 200 а.ч.: по 20 а.ч. раз в полтора месяца, на протяжении второго года обучения).


Общий объем программы – 400 а.ч.


Содержание модулей предполагает освоение слушателями теории и практики арт-терапии и полимодальной терапии выразительными искусствами в следующем объеме:

 

1 БЛОК

Название

Всего

а.ч.

Лекции

а.ч.

Тренинги

а.ч.

С.р.

а.ч.

1 Арт-терапия 85 20 40 25
2 Работа с пластическим материалом 30 2 18 10
3 Метафорические ассоциативные карты 30 2 18 10
4 Песочная терапия 25 2 18 5
5 Сказкотерапия 30 2 18 10
6 Итого 200 28 112 60

 

2 БЛОК

Название

Всего

а.ч.

Лекции

а.ч.

Тренинги

а.ч

С.р.

а.ч.

1 Фототерапия 30 2 18 10
2 Музыкальная терапия 15 2 8 5
3 Цветотерапия 15 2 8 5
4 Вокалотерапия 30 2 18 10
5 Танцевально-двигательная терапия 30 2 18 10
6 Эко-арт-терапия 30 4 16 10
7 Проектная деятельность в сфере арт-терапии 30 2 18 10
8 Групповая супервизия 20   20  
9 Итого 200 16 124 60

 

Программа обеспечена списками рекомендуемой слушателям для изучения литературы. Учебно-методические материалы включают в себя электронные учебные пособия, монографии, конспекты лекций, презентации, видеофильмы, а также специально подобранные для образовательного процесса музыкальные композиции (на CD).

 

modern-art-therapy-7

 

Преподавательский состав:

 

Пискун Наталья Дмитриевна, кандидат искусствоведения, доцент, психолог, арт-терапевт, действительный член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация» (РФ);


Шамхорская Галина Ивановна, психолог, арт-терапевт, действительный член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация», (РФ) член межрегиональной организации содействия развитию символдрамы кататимно-имагинативной психотерапии;


Горобченко Александр Евгеньевич, психолог, экзистенциальный консультант, феноменологический аналитик, соучредитель OH CARDS INSTITUTE GLOBAL, директор ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ИНФОРМАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЭКЗИСТЕНЦИЯ», руководитель OН CARDS INSTITUTE BELARUS;


Иванова Екатерина Николаевна, психолог, магистр психологии, арт-терапевт, член Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация» (РФ), когнитивно-поведенческий психотерапевт, экзистенциальный консультант, руководитель Центра кризисной психологии «Просто жить!»;


Тихомирова Мария Дмитриевна, психолог, арт-терапевт, художник, бакалавр медиа и визуальных искусств, графический дизайнер, специалист по воспитанию и взаимодействию с лошадьми на земле;


Бембель Татьяна Олеговна, искусствовед, председатель ICOM Беларуси, куратор Галереи TUT.BY.

 

По завершении программы обучения выдаётся сертификат Центра художественных практик, арт-педагогики и арт-терапии «Быть рядом», сертификат Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация» (РФ).