Литературное творчество

Авторский образовательный курс Людмилы Рублевской

 

Цель: умение создавать произведения в разных литературных жанрах, развитие воображения, использование сублиматической роли литературного творчества, расширение познаний в области теории и истории литературы, её современных направлений, развитие литературного вкуса.


Во время занятий слушатели выполняют практические задания, которые затем анализируются, получают домашние задания. Предусмотрен разбор творчества студийцев. В процессе проведения занятий используются элементы дискуссии и игры.


Язык обучения: белорусский и русский. 
Группы с определенным языком обучения могут формироваться по желанию слушателей. Тексты упражнений и домашние задания пишутся на языке, выбранном слушателем.


Целевая аудитория: 16+


Формы работы: групповая.
Занятия проходят в аудиториях с использованием аудио- и видео- материалов. Домашнее задание обсуждается в специальное отведенные часы в форме дискуссии. Предлагаются списки литературы. Возможна организация занятий в Zoom.


Количество обучающихся: от 5 до 8 человек.


День проведения занятий: (по договоренности).


Цикл программы предусматривает 26 занятий периодичностью 1 раз в неделю, из них 18 – в формате мастер-классов, 8 – разбор творчества студийцев и дискуссии. Продолжительность одного занятия – 3 а.ч. Предусмотрены индивидуальные консультации. Самостоятельная работа – 38 а.ч. Общее количество академических часов – 116.

 

Тематический план

Тема Всего а.ч.
1 Тайна первой строки. Почему пишут писатели? Как начать?  Волшебный кристалл или увеличительное стекло?  Вдохновение – миф или реальный механизм? Как отличить литературное произведение от того, что не является литературой? Проверяем свое воображение и литературный вкус. 3
2 Где взять материал для литературного творчества? Как с этим работать? Комплексы автора. Учимся вести дневник писателя, превращать детские обиды, яркие воспоминания и сновидения в литературу. 3
3 Создаем портрет героя и автопортрет. Герой-скафандр, герой-костюм и герой-человекороль. Герой в экстремальных обстоятельствах. 3
4 Возможна ли литература без героя? Пейзаж и интерьер средствами слова. Превращаем людей в предметы и стихии и наоборот. 3
5 Структура литературного произведения, сюжет. Что такое перипетии, кульминация и развязка, и чем катарсис отличается от шока. Учимся писать рассказ. 3
6 Диалог и монолог.  Как должны разговаривать персонажи? 3
7 Художественные тропы. Что это такое и где их взять?  Ищем яркие образы и языковые сокровища. 3
8 Как построить сцену? Крик и шепот как средство воздействия. Конфликт как двигатель сюжета. 3
9 Пытаемся понять, что такое стиль писателя. Что такое литературный вкус. Графомания: мифы и реальность. 3
10 Виды и жанры литературы. Как понять, что вам как автору подходит? Стилизируем и анализируем. 3
11 Сказка и фэнтези. Как заставить читателя поверить в то, чего не может быть в реальном мире? Пишем сказку. 3
12 Что такое хоррор? Как правильно пугать читателя. 3
13 Как написать детектив? Законы жанра и его мутация в современном мире. 3
14 Тайны семейных хроник. Мемуары, дневники, эпистолярный жанр. Превращаем историю своей семьи в литературу. 3
15 Приемы комического. Как написать юмористический рассказ? 3
16 Автор и читатель в современном мире: есть ли между ними граница? Как привлечь внимание читателя? Есть ли пределы авторской искренности? 3
17 Учимся профессиональному чтению. Как написать рецензию и отзыв на книгу? Что такое литературный блог?  Пишем отзыв на произведение. 3
18 Что делать, когда работа написана. Как редактировать, как продвигать?  Как относиться к критике? Учимся избавляться от лишнего и не терять себя. 3
19 Разбор творческих работ студийцев. Обсуждения, дискуссии. 24
Всего   78

 

Предполагаемый результат:
В результате успешного прохождения курса студийцы приобретут знания и навыки, которые помогут им реализовать себя в литературном творчестве, получат знания в области теории литературы, изучат основы редактирования и литературного анализа, расширят круг чтения. Улучшат умение составлять тексты для различной профессиональной деятельности.


По завершении программы выдается сертификат Центра художественных практик, художественной педагогики и арт-терапии «Быть рядом».

 

literary-1