Обучающе-развивающая программа Алеси Дайнеко для детей
Эмоциональный интеллект – это способность эффективно использовать свои эмоции и управлять ими. Развитие эмоциональных навыков у детей имеет множество преимуществ. Во-первых, улучшение понимания собственных эмоций и умение адекватно на них реагировать помогает им преодолевать стрессы и конфликты. Когда дети осознают свои эмоции, они могут лучше анализировать их причины и находить эффективные способы справиться с негативными эмоциональными состояниями. Это также помогает им развивать умение управлять своим поведением и реакциями в сложных жизненных ситуациях. Во-вторых, развитие эмоциональных навыков будет способствует улучшению самооценки и самосознания. Когда дети понимают и принимают свои эмоции, они развивают большую уверенность в себе, осознают свои сильные стороны, свои потребности и ценности, что помогает им принимать более ответственные решения и, в последствии, строить жизнь в соответствии со своими личными целями. На занятиях по развитию эмоциональных навыков применяются различные методики и игры, способствующие лучшему пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Например, ролевые игры позволяют детям испытать разнообразные эмоции и развить эмпатию, или творческие задания, помогающие им выразить свои эмоции через искусство. Развитие эмоциональных навыков является неотъемлемой частью образования детей. Это помогает им стать более эмоционально интеллектуальными и социально компетентными личностями. Постепенное развитие эмоциональных навыков позволяет детям лучше понимать себя и других, а также строить гармоничные отношения с окружающим миром. В конечном итоге, эмоционально интеллектуальные дети становятся более успешными в учебе и социальной сфере, так как они обладают навыками, необходимыми для эффективного взаимодействия с другими людьми и управления своими эмоциями.

Цель: способствовать эмоциональному развитию младших школьников средствами арт-терапии.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием эмоций;
- развить умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей;
- расширить эмоциональный словарь детей;
- создать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций;
- способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки;
- развить способность к децентрации – умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека;
- сформировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения;
- способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в группе, классе, обществе;
- содействовать социальной адаптации младших школьников.

Целевая аудитория: занятия рассчитаны на работу с детьми младшего школьного возраста (7-9 лет).
Количество обучающихся: 6-8 человек.
День проведения занятий: вторник с 18.30-19.30
Форма работы: групповая
Уникальность программы:
- система обучения построена на основе современных теоретических и практических знаний об эмоциональном интеллекте;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста;
- психологически благоприятный климат;
- положительная оценка любого достижения;
- индивидуальный подход к каждому участнику.
Цикл программы предполагает 32 занятия периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1 а.ч. Общее количество академических часов – 32.
Тематический план
Раздел | Тема | Кол-во занятий, а.ч. |
Введение | Тема 1. Знакомство детей в группе, самопрезентация. Занятие 1. Здравствуйте, это я! |
1 |
Тема 2. Нормы и правила в группе. Занятие 2. Эмоции в нашем путешествии. |
1 | |
Восприятие и понимание причин эмоций |
Тема 3. Многообразие эмоций. Занятие 3. Многообразие эмоций. |
1 |
Тема 4. Причины и способы выражения радости. Занятие 4. Радость в моем мире. |
1 | |
Тема 5. Причины и способы выражения интереса. Занятие 5. Интерес и как мы его проявляем. |
1 | |
Тема 6. Как детям рассказать о причинах и способах выражения злости. Занятие 6. Как и почему мы злимся. |
1 | |
Тема 7. Как детям рассказать о грусти. Занятие 7. Как и почему мы грустим. |
1 | |
Тема 8. Причины и способы выражения страха. Занятие 8. Почему и как мы боимся. |
1 | |
Тема 9. Уникальность и многообразие эмоциональных реакций людей. Занятие 9. Разные эмоции и их причины. |
1 | |
Тема 10. Сила эмоций. Занятие 10. Интенсивность эмоций и их проявление. |
1 | |
Эмоциональная регуляция |
Тема 11. Модальность эмоций. Занятие 11. Приятные и неприятные эмоции. |
1 |
Тема 12. Многообразие эмоций и способов их выражения. Занятие 12. Искусство и звуки эмоций. |
1 | |
Тема 13. Идентификация собственных эмоций, осознание их причин. Занятие 13. Мой мир эмоций: эмоции в теле. |
1 | |
Тема 14. Идентификация собственных эмоций, осознание их причин. Занятие 14. Мой мир эмоций: эмоции и мысли. |
1 | |
Тема 15. Идентификация эмоций, осознание их причин. Занятие 15. Умение чувствовать то, что чувствует другой. |
1 | |
Тема 16. Обучение позитивному восприятию себя и другого человека. Занятие 16. Хочу, чтобы эмоции мне помогали. |
1 | |
Тема 17. Выражение эмоций, основы саморегуляции. Занятие 17. Эмоции, которые хочется спрятать. |
1 | |
Тема 18. Ментальная обусловленность поведения. Занятие 18. Как влияет на мои эмоции то, что я думаю. |
1 | |
Тема 19. Профилактика подавления эмоций. Занятие 19. Проявлять или не проявлять? |
1 | |
Тема 20. Выражение эмоций через творчество как метод управления эмоциями. Занятие 20. Как мне рисунок поможет? |
1 | |
Тема 21. Выражение эмоций через творчество как метод управления эмоциями. Занятие 21. Пластилиновое настроение. |
1 | |
Тема 22. Элементарные навыки саморегуляции. Занятие 22. По волнам эмоций. |
1 | |
Тема 23. Основы управления поведением. Занятие 23. Властелин эмоций. |
1 | |
Социальное взаимодействие |
Тема 24. Толерантность и принятие многообразия. Занятие 24. Удивительный мир возможностей. |
1 |
Тема 25. Ложь, ее влияние на межличностные отношения. Занятие 25. Правда и ложь. |
1 | |
Тема 26. Неверные мнения как возможные причины неверной интерпретации поведения. Занятие 26. Обман или заблуждение. |
1 | |
Тема 27. Развитие способности к децентрации. Занятие 27. Способность смотреть на мир глазами другого человека. |
1 | |
Тема 28. Развитие эмпатии, сочувствия и сопереживания. Занятие 28. Как понять, что человеку нужна поддержка. |
1 | |
Тема 29. Понимание недоразумений и бестактности. Занятие 29. Когда не хотел обижать. |
1 | |
Тема 30. Навыки ненасильственного общения. Занятие 30. Как выразить свое мнение. |
1 | |
Тема 31. Основы ненасильственного общения. Занятие 31. Язык Жирафа. |
1 | |
Тема 32. Завершение и подведение итогов курса. Занятие 32. Что было и что будет. |
1 |
Предполагаемый результат:
- умение выражать и передавать свои чувства другим людям, чтобы общаться эффективно;
- умение понимать чувства других людей;
- умение понимать эмоции;
- умение управлять эмоциями;
- умение использовать эмоции.
По завершении программы обучения выдаётся сертификат Центра художественных практик, арт-педагогики и арт-терапии «Быть рядом».